Аудит сети и коммутация серверной
Здравствуйте. Мое имя Святослав (@likemywork), я работаю в компании “DataNetworks”. Сегодня хочу поделиться моим опытом работ по аудиту сетей СКС и ВОЛС, укладки патч-кордов и коммутации оборудования.
Принцип выполнения подобного типа заданий одинаковый практически всегда. Работы выполняются в нерабочее время, в выходные или ночное время в будний день, дабы избежать простоя в функционировании предприятия. Первый мой опыт сочетал все эти варианты, работа длилась два выходных дня, днём и ночью. Планируя проведения работ в серверной нужно учитывать, что при старте работ нужно обязательно присутствовать, дабы избежать даже малейшего отказа работоспособности, даже если вы уверены на 100% в качестве своей работы. Обычно процент отказов составляет 3-5% и основное время уходит на ожидание запуска всех рабочих мест, чтобы убедиться в их работоспособности.
Начало работ. Маркировка портов коммутации и сетевого оборудования
Перед началом отключения оборудования очень важно пронумеровать коммутаторы, записать основной порядок подключения линий связи (uplink), ведь очередность включения играет зачастую важную роль. Далее следует назначить номера патч-панелям для удобства проведения аудита включения порта свича в порт панели. Не стоит забывать про оптические линии по которым зачастую идёт связь с глобальной сетью интернет. При отключении оптических патч-кордов важно указать порты коммутации и защитить коннекторы от попадания грязи или пыли, ведь для оптических систем это важно.
Присвоив номера оборудованию и панелям можно начинать отключение, обычно мы делаем это вдвоем, один прозванивает порты, другой записывает на бумаге очередность включения. Если оборудование в сети содержит привязки, подобную операцию проводим со всеми портами. Потраченное сейчас время очень облегчить работу при завершении работ. Если в компании нет сетевого администратора или он относится к работе несерьёзно, прозвон портов превращается в долгий процесс, поскольку все подключено как попало и кабель запутан между собой. Старые патч-корды мы зачастую меняем на новые, поскольку они грязные, разной длины и повторное использование для построения структурированной кабельной сети практически невозможно. Отключив все линии коммутации, мы видим, что скрывалось под толстым слоем перепутанной меди. При необходимости меняем местоположение оборудования, панелей и добавляем кабельные организаторы, они могут быть боковые или устанавливаемые в реки, высотой 1U. Без них сложно добиться визуального и практического порядка. Исключением является случай, когда панель стоит рядом со свичем и очередность включения портов не обязательна, тогда используем патч-корды 0.25м. Если нет утвержденной схемы расстановки комплектующих в стойке, размещаем на свое усмотрение, обычно идёт: коммутатор> организатор> панель. Если в коммутаторе 48 портов, тогда: панель> организатор> коммутатор> организатор> панель. Закончив расставлять все по своим местам переходим к аудиту сети.
Тестирование и маркировка розеток, нанесение на план помещения
В основном встречаются сети, которые были построены давно, и документация утеряна или изначально отсутствует. Приятным бонусом является даже маркировка на розетке. В таком случае приходится тратить уйму времени на прозвон, тестирование и маркировку слаботочных линий. Мы пользуемся кабельной прозвонкой, обычным медным тестером и прибором от компании Fluke. Доходило до физического поиска кабеля методом "прозвонки", когда берешь нужный кабель и проходишь по всей его длине, дабы понять его местонахождение. Узнав местоположение розетки наносим ее на распечатанный план помещения с указанием панели и порта, далее проектировщик укажет их на электронной схеме. При выявлении неисправности тестируем линию Fluke DTX-1500, он точно указывает место обрыва кабеля или отсутствия медных пар. Восстановив работоспособность и отметив все рабочие места, печатаем маркировку с помощью портативного принтера и наносим на розетки. План помещения у заказчика иногда отсутствует, приходится замерять длину стен и наносить на вручную нарисованную схему. Потом схемы переносятся в электронный чертеж и передаются заказчику в проектной документации.
Подключение оборудования и сдача работ заказчику
Перед началом подключения активного оборудования к сети 220, нужно убедиться, что в стойке установлен качественный блок розеток с достаточным количеством гнезд. Зачастую используют электрические удлинители, включенные последовательно. Это приводи к беспорядку, скоплению пыли и путанице в кабельной системе питания. Рекомендую покупать блок розеток для установки в реки, высотой 1 unit. Количество гнезд может быть от 6 до 9. Ввод электрического кабеля в шкаф, мы оканечиваем розеткой наружного типа от компании Hager. Подключив все шнуры питания и патч-корды согласно ранее записанной схеме коммутации, проверяем индикацию на uplink и других портах. Наличие индикации - это единственный способ в выходной день проверить работоспособность подключения. Главная проверка происходить в будний день при включении рабочего места. Выполнив работу по коммутации можно собираться, делать уборку и уезжать до начала рабочей недели.
Последний этап работ начинается вместе с приходом сотрудников и запуском всех компьютеров и другой техники. Мы приезжаем и заходим в офис вместе с первым сотрудником. Бывает, что запуск проходит гладко и мы просто сидим несколько часов в ожидании жалоб на неисправности, если их не поступает, наша работа закончена. Бывает, что приходится ещё пол дня ходить на сервисы, как в случае реорганизации серверной с СКС и телефонией на 6 стоек по 42u. В любом случае присутствовать в первый рабочий день обязательно, ведь даже малейшая несправедливость может испортить впечатление о качественно проделанной работе.
В окончании данной темы, хочу обратить внимание на важность записи подключения портов оборудования и панелей. Это основная причина, из-за которой можно получить множество проблем и негативное впечатление заказчика.